













Перечень диагностических методик, возможных для использования при определении уровня адаптации и социализации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан
Диагностируемые
критерии |
Название методики |
I. Показатели уровня владения русским языком (первичная диагностика) |
Уровень владения русским языком |
1.Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А.,
Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022 г.
(https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsdQS8mu-
1TCOTffiAkYJzmqt/view?usp=sharing). |
II. Показатели уровня социокультурной адаптации (промежуточные диагностики) |
Знания культуры |
- Методика «Модуль исследования ценностей» (Татарко А.Н., Н., Лебедева Н.М., 2011г.) (https://id.hse.ru/data/2011/12/06/1271598891/06.pdf);
- Методы измерения ценностей (Карандашев В.Н, 2004) (https://clck.ru/wwvUb);
- Методика «Кто я?» (Румянцева Т.В., 2006) (http://ags29.narod.ru/pages/ovz/t est_kyna.pdf).
- Диагностики этнокультурного развития детей младшего школьного возраста (//multiurok.ru/files/diagnostika-etnokultumoi-kompetentnosti.html)
|
Степень включенности в контакты |
1. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка - (РДПБ) (Ионина О.В., 2020)(https://guto-
razvitie.ru/sites/default/files/documents/metod_portf_diagnostika_ekspress.pdf). |
Социометрия |
- Методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии» (модифицированный вариант)
(ХухлаевО.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (http://my-enu-
site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-
psihologicheskaya_diagnostika.pdf);
- Методика «Шкала отношения к школе» (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/15B_cQpjMwu5rTv66neUs1iWV5jlxrhYy/view?u sp=sharing);
- Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействие со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file /d/1_BvhYdHUo1_qK8MKjptZqhkzKYHNoeo/view?usp=sharing).
|
III. Показатели уровня психологической адаптации |
Стратегии
адаптации |
- Методика Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов «Стратегии адаптации» (Солдатова Г.У. , Макарчук А.В., Пантелеев А.Б. 2008) (https://psyjoumals.ru/files/118894/icp_2008.pdf);
- Методика «Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников» (уровень удовлетворенности жизнью в различных сферах) (Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н 2018) (https://psyjoumals.ru/files/96667/pse_2018_n6_Sychev_Gordeeva_et_al.pdf).
|
Выраженность
поведенческих
и
эмоциональных
проблем |
- Методика опросник «Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем» (Дмитриев, 2010)
(http://www.miu.by/kaf_new/mpp/111.pdf);
- Методика «Детский тест психологической устойчивости» (способность к эффективному социальному взаимодействию с целью получения ресурсов и поддержки) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021)
(http s://drive.google.com/file/d/1 JHucKnarulw- jRMa5s97ISuZ6VqU4Hy_/view?usp=sharing). |
Характер
межгрупповых
контактов |
1.Методика социально-психологический тест «Социометрический тест» (включенность ребенка в сообщество одноклассников) (Битянова М.Р. 2004) (https://eduportal44.ru/koiro/enpj/33_6_2016/) |
IV. Определение социокультурных особенностей семьи |
Идентичность со страной исхода (родиной) |
- Методика измерения гражданской идентичности для детей и подростков (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021)
(https://drive.google.eom/file/d/1bELAStZnn3ZNeH4KEMUIZZCQl3RlsUXA/vie
w?usp=sharing);
- Методика Опросник «Интеграция бикультурной идентичности»
(Хухлаев О.Е., Бахтеева М.С. 2020)
(http s://drive.google. com/file/d/1gtjJ 6yw3 ftMNl - puHtb8ILkb1L1eFnel/view?usp=sharing). |
Социальная
дезадаптация |
- Методика «Опросник родительского отношения» (Рогов Е.И., 1996) (https://elenamatichina.ucoz.net/diagnost/metodika_drop.pdf).
- Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации (https://multiurok.ru/files/kartotieka-komplieks-diaghnostik-opriedielieniia-1.html)
|
Риски семейного неблагополучия |
1. Методика «Оценка рисков семейного неблагополучия» (Сафронова М.В., Осьмук Л.А., 2011) (https://clck.ru/wwdgn) |